01.12.2018 «Встречались» с Гайдном 

Кажется, мы и сами не ожидали, что Папаша Гайдн окажется таким непредсказуемым и изобретательным. Что ни новое произведение — то поворот фантазии, новая придумка. Многое из того, что было достойно внимания, просто не вместилось в рамки почти двухчасовой встречи.

Первым музыкальным номером стал Концерт для виолончели с оркестром ре мажор, который сыграли Николай Егоров (виолончель) и Андрей Гапонов (фортепианное переложение партии оркестра)

Этот концерт Гайдн написал в самом начале своей службы у князей Эстергази. Он, единственным из венских классиков, всю жизнь провел на постоянной службе, в «подчинении», но извлек из этого максимум выгоды для себя и всей мировой культуры.

Как понять симфонию, не зная по каким принципам она существует?

Обобщая опыт предыдущих лекций, мы разбирались в формах: рондо, вариаций и, наконец, в сонатной, где главную и побочную тему представили в виде принца и принцессы, которые в экспозиции живут в разных замках, а в репризе — съезжаются в один общий (то есть в общую тональность).

По утверждению некоторых исполнителей, фортепианные сонаты Гайдн писал как бы для «себя», потому что демонстрировать их в большом парадном зале княжеского дворца. И они, конечно, не такие , как симфонии. Сонаты Гайдна играли: Саша Логоткин, ученик ДМШ им. Алябьева  — первую часть из Сонаты ре мажор…

…и Андрей Гапонов, директор Мемориального музея-квартиры Ел.Ф. Гнесиной — первую часть из сонаты Ми минор.

Потом мы знакомились с разными симфониями. Смотрели видеозапись «Прощальной», с юмором исполненной оркестром под управлением Даниэля Баренбойма, нашли «куриные» черты в симфонии № 82, а также узнали, почему 83-я симфония называется «Медведь».

Еще дружно устраивали «Сюрприз» для любителей поспать на концерте. За неимением литавр — звучание двух роялей (Андрей Гапонов и Нора Потемкина) дополняли шумовыми инструментами. А потом еще оркестровали по Гайдновскому подобию симфонию — № 100 — при помощи барабанов, треугольников и тарелки превращая ее в «Военную».  

А здесь мы поем гимн Германии, в котором на протяжении уже нескольких столетий звучит с музыка Йозефа Гайдна.

В финале мы сочиняли Менуэт. Гайдн, как и Моцарт, придумал такую музыкальную игру, где при помощи двух кубиков и специальных числовых таблиц каждый может составить такт за тактом свой собственный, неповторимый старинный танец.